Главная / Блог / История прикладных игр. Автор Галюк Константин.

История прикладных игр. Автор Галюк Константин.

© Тренинговая компания «АКАДЕМИЯ ИГРЫ» ТМ 2024
22.01.2021

Бытует распространенное мнение, что прикладная игра — это нечто суперновое и сформировавшееся совсем недавно. Так ли это?

Давайте попробуем разобраться.

С учетом того, что игры сопровождают развитие человечества на протяжении всей истории, то для начала утвердимся с терминологией. И возьмем фокус на игры, которые имеют в результате использования некий прикладной характер – те игры, которые кроме «фана» дают возможность человеку, либо чему-то научиться, либо наработать некий навык, либо способствовать пониманию себя и/или окружающего нас мира.

В своем исследовании вопроса истории прикладных игр, я опирался исключительно на открытые источники, и брал во внимание только те игры, о которых есть некие письменные упоминания.

Итак, устраивайтесь поудобнее наш исторический – игровой экспресс отправляется в путь.
И первая остановка – Индия, середина VII века, когда в написанном на санскрите романа «Харчашарита», созданного поэтом Баной при дворе короля Харши упоминается игра «Чатуранга». Эта игра применялась при дворе, как инструмент обучения военному делу и по сути является симулятором военного сражения.

Название «чатуранга» переводится как «четырёхсоставная» и была прототипом войска, которое в древней Индии состояло из колесниц (ратха), боевых слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати).

Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководил предводитель (раджа).
Позже в конце того-же VII века в соседней Персии становится невероятно популярной игра Шатранджнастольная логическая игра для двух игроков, потомок чатуранги и непосредственный предшественник шахмат.  При помощи этой игры придворные учились и логике, и ведению дел во дворце иными словами – политике.

Но покинем пока теплые станы и отправимся в древнюю Европу, где были распространены различные игровые решения, в том числе, одна из первых  логических и предпринимательских игр начала IX – игра «Мельница». Игра была популярна, как в Средневековой Европе, так и на Руси. Была так же известна, как «Девять пляшущих мужчин». В археологическом материале находят доски, на которых играли в «мельницу». А еще это одна из первых игр, которая известна, как предмет торговли. Первые официальное упоминание и описание игры содержится в «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240) и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338).

Но что мы все о настольных играх. А как же игры социальные, когда люди играют собой и делают это в соответствующем пространстве. И тут тоже не обошлось без военных. Царская Россия семнадцатого века ознаменовалась созданием «Петрова полка», который был сформирован царём Алексеем Михайловичем и поименован именем его полкового командира — полковника для придания играм будущего императора более правильного характера.

Сам царевич был назначен полковым командиром — полковником, в соответствии с этим ему рапортовали по всем надобностям полка, от него же требовали и распоряжений.

Государь лично наблюдал за приказаниями четырехлетнего полководца и руководил его действиями. Для потешного Петрова полка был построен небольшой фортификационный город, который сам Пётр называл «Стольный град Пресбург».

А примерно в то – же время…

Начинает свое развитие целая ветка так называемых «Дидактических игр».

Первую фундаментальную работу по теории дидактики представил в 1657 году чешский педагог и писатель Ян Амос Коменский в работе «Великая дидактика». Чем заложил основы игропедагогики.
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» в 1656 написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра».

Идеи этого мудрейшего педагога активно использовала в создании своих школ Мария Монтесори с 1915 года и, которую много позже буду активно развивать Амонашвили, Сухомлинский, Макаренко, Выготский и другие знаменитые педагоги.

А вот во Франции в 1780 г. появляются «военные шахматы» их начали использоваться в подготовке офицеров. Доска у таких шахмат имела рельеф, на ней было больше клеток, король представлял крепость, ферзь — пехоту. Правила описывались математическими формулами. С 1798 г. игры проводились на карте, где фиксировалось передвижение военных отрядов. Таким образом, Наполеон проигрывал будущие сражения. По его словам, “военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении”.

Пора перебираться в двадцатый век – в нем тоже есть множество интересного.
СССР 1930 год – впервые происходит применение игр непосредственно в хозяйственной сфере. На Лиговском заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции была разработана и проведена первая «Деловая игра». Она была направленна на решение производственных проблем и была проведена в 1932 г. Марией Мироновной Бирнштейн и называлась «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы». Ее участниками стали студенты вузов и руководители предприятий, играли в выходные дни на территории фабрики «Красный ткач».

Свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанных в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и несовместимым с режимом тотальной регламентации. И подобная деятельность была запрещена в СССР.

Любопытно, что почти в тоже время, а именно в 1934 году, на другой стороне земного шара в Америке появляется «бабушка» всех экономических игр – ее величество «Монополия». В самый разгар Великой депрессии Чарльз Дэрроу из Германтауна, штат Пенсильвания, показал представителям компании Паркер Бразерс проект игры «Монополия».

Проект был отклонен из-за: «52 ошибок в дизайне», но это не остановило безработного Чарльза, который решил выпустить игру своими силами. В 1935 году с помощью друга Чарльз Дэрроу изготовил и продал 5000 самодельных копий «Монополии» в универмаге Филадельфии. Через некоторое время он уже не мог справляться с возросшим спросом, и решил снова обратиться к представителям Паркер Бразерс.

Монополия вошла в историю и уже в 1936 году она стала самой продаваемой игрой в США.

На сегодняшний день число играющих в Монополию перевалило за полмиллиарда человек. В мире проводятся коммерческие соревнования (в том числе мировые чемпионаты) по игре Монополия с существенными призовыми фондами.

В СССР игры снова стали применяться в 60-е гг. Было разработано около 800 игр, однако применялось очень малое их количество. Такое положение объяснялось тем, что многие из учтенных игр устарели морально, некоторые из включенных в каталоги не соответствовали требованиям, предъявленным к деловым играм, сконструированы были без учета психологических закономерностей.

По мнению экспертов — возрождение деловых игр связано с деятельностью в 50-х гг. Московского методологического кружка, лидером которого был Г. П. Щедровицкий. Идеи и методы, разработанные Г. П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием «организационно-деятельностные игры (ОДИ)». Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться, как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем.

Одновременно с этим появляются первые деловые игры в США. Первые игры применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм. Первая игра американской фирмы «Rand Corporation», предназначенная для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г. И, хотя она была военной, ее проблематика носила экономический характер, поскольку в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру. Далее поиск новых форм обучения подтолкнул американских ученых, представлявших фирму «American management Association», к разработке управленческой игры с применением ЭВМ – Business Management Game. Первый эксперимент с этой игрой был проведен в 1956 г. (в ней участвовало 20 президентов крупных фирм), и впоследствии эта разработка послужила прототипом множества деловых игр.

Однако не бизнесом единым…
В 1978 году появляется Трансформационная Игра®, она была создана в Общине Финдхорн в Шотландии Джой Дрейк и Кэти Тайлер. Первая Игра состоялась там же в 1978 году, и с тех пор тысячи людей играли в различные ее версии. Работу над ней Джой Дрейк начала примерно в 1976 году. «Я хотела воссоздать опыт, полученный в Финдхорне, чтобы, таким образом, люди могли пережить уроки и получить прозрения, инсайты, как это бывает здесь, и все это без того, чтобы переезжать в Финдхорн на три года. Это был способ выработки эссенции того обучающего процесса, который начинается тогда, когда мы начинаем воспринимать всю жизнь, как арену обучения».

Когда Джой начала выяснять, как воплотить эту идею в жизнь, некоторые другие игры и схожие подходы оказали на нее влияние. Одна из таких настольных игр называлась «Инициация», ее придумал Дэвид Спенглер несколько раньше.
А мы снова перенесемся в теплую Индию, где в 1980 году появилась и начала активно проводиться игра «Лила», дата её первого появления неизвестна, однако впервые описана она была Харишем Джохари именно в 1980 году в его книге.
Игра основана на философском понятии «Лила» и является инструментом наблюдения за закономерностями случайных событий в жизни.

Играть в эту игру — значит соприкасаться с божественной мудростью, которая содержится в учениях йоги, веданты и санкхьи. В ходе игры вы передвигаетесь по полям игральной доски, каждое из которых имеет определенное название. Попадая на то или иное поле, игрок начинает обдумывать идеи и концепции, связанные с названием данного поля, до тех пор, пока снова не придет его очередь бросить кость, чтобы перейти к следующему состоянию. Создатели игры видели в ней прежде всего инструмент, развивающий понимание взаимоотношений индивидуального «я» с Абсолютным «Я».

Прохождение через игру с сохранением этой позиции помогает игроку освободиться от иллюзии, крепко опутавшей его личность, и увидеть свою жизнь, как отражение макрокосма.

И снова к финансам.
В 1993 происходит эпохальное событие – увидела свет, наверное, самая распространенная игра – «СashFlow».

Начиная работу над игрой «СashFlow», Роберт Кийосаки справедливо рассудил, что игра — это лучший способ увлекательного время препровождения и, если совместить его с ненавязчивым обучением, результат превзойдет все ожидания. Так и родилась игра «СashFlow»! Первый настольный бизнес-тренажер «CashFlow» 101, разработанный в 1993 году позволяет в увлекательной игровой форме выработать у игрока правильный образ мышления, приучить его к грамотному использованию финансов.

21 век можно смело назвать веком игр, игровых решений и геймификации. То, что сегодня рождаются новые и новые игры, проходят, конкурсы, турниры, фестивали, научные конференции показывает, что у этого метода огромное будущее. И если вы еще не знакомы с прикладными играми, то приглашаем к знакомству с нами и с разнообразием мира игр, чтобы найти свой инструмент развития или для работы с клиентами.

Автор статьи Константин Галюк.

Контакты для общения:
+38097-664-58-55 whatsApp

Подписывайтесь на нас в социальных сетях:
YouTube
Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X